SWOT-анализ является наиболее известным инструментом аудита и анализа стратегического положения бизнеса и окружения. Ключевая цель: определить стратегии по синхронизации ресурсов и возможностей компании с требованиями рыночной среды (тенденциями рынка, предпочтениями потребителей и деятельностью конкурентов). SWOT рассматривает положительные и отрицательные факторы внутри и вне фирмы, влияющие на ее успех. Наличие обновленного и краткого отчета о сильных и слабых сторонах компании, ее возможностях и потенциальных угрозах обеспечит своевременное достижение целей бизнеса и ключевых показателей маркетинга.
SWOT анализ — инструмент стратегического планирования и ведения бизнеса на основе оценки внутренних и внешних характеристик, определяющих его развитие. SWOT — аббревиатура четырёх факторов оценки компании:
Матрица SWOT-анализа создается путем деления столбцов на внутренние и внешние факторы компании. Сильные (S) и слабые (W) стороны оценивают состояние внутренней среды и включают факторы, на которые объект анализа способен повлиять. Возможности (O) и угрозы (T) – характеристики внешней среды (не контролируются объектом). Выявленные факторы включаются в SWOT-матрицу в соответствующие поля и ранжируются по значимости.
Подход обеспечивает выявление релевантных сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.
В матрице фиксируются только подтвержденные данные. Необходимо избегать предвзятых убеждений и серых зон, сосредотачиваясь на реальных контекстах. Чем точнее формулировки, тем эффективнее анализ. Также рекомендуется учитывать точки зрения специалистов из всех отделов, чтобы избежать субъективной оценки и интерпретации.
Посредством объективной оценки внутренней среды выбирается ряд параметров, важных для развития, роста и прибыльности бизнеса.
Сильные и слабые стороны выделяются на основе сравнения с ключевыми конкурентами и учета требований и предпочтений потребителей.
Сильные стороны — отличительные параметры, обеспечивающие наибольшее конкурентное преимущество. Например, высокая степень востребованности качеств товара среди потребителей по сравнению с конкурентными аналогами, широкая продуктовая линейка и т.д.. Сильные стороны являются основой достижения и поддержания успеха компании.
Слабые стороны – параметры, уступающие конкурентам в сравнении. Например, узкий ассортимент продукции, недостаточное финансирование, неудобная навигация на сайте, высокая текучесть кадров. Слабости должны быть сведены к минимуму и устранены, чтобы бизнес оставался конкурентоспособным.
Сильные стороны фиксируются в правом верхнем квадрате, а слабые — в верхнем левом.
Элементы внутренней среды:
Оценка возможностей и угроз проводится с учетом вероятности их наступления и степени влияния на рассматриваемую ситуацию.
Элементы внешней среды:
Тенденции рынка (формирование спроса, потребительское поведение, уровень платежеспособности потребителей).
Возможности относятся к благоприятным внешним факторам, способным обеспечить конкурентное преимущество. Возможности позволяют воспользоваться условиями окружения для планирования и реализации стратегий, которые позволяют компании стать более прибыльной. Угрозы оказывают отрицательное влияние на прибыльность бизнеса и ослабляют конкурентные преимущества. Рассмотрите препятствия, с которыми сталкиваетесь при выводе продукта на рынок, его продвижении и продаже.
В нижнем правом квадрате записываются возможности, а в левом — угрозы.
Возможности:
Угрозы:
увеличение затрат на производство товара.
Например, для интернет-магазина изменение требований поисковых систем рассматривается в качестве угрозы.
Некоторые данные интерпретируются и как возможности, и как угрозы. Например, развитие технологий одновременно является для компании возможностью и угрозой. Также встречаются несопоставимые между собой параметры. В таком случае рекомендуется их опускать и переходить к следующим сопоставлениям.
PEST-анализ может дополнить соответствующие квадраты SWOT-матрицы, так как рассматривает влияние внешних факторов:
Факторы PEST-анализа характеризуются широким охватом и длительными временными рамками, учитывают взаимосвязь характеристик. При разработке долгосрочных планов и бизнес-стратегий ценность метода PEST по сравнению со SWOT выше.
После заполнения всех полей матрицы необходимо сопоставить факторы макро- и микросреды и оценить их взаимное влияние друг на друга. По комбинациям составляющих матрицы разрабатываются стратегические мероприятия:
На основе полученных результатов делаются выводы о направлении развития бизнеса и рациональном распределении ресурсов. Это находит отражение в стратегии компании, ее целях и задачах.
Метод используют для анализа любого сценария (от создания веб-сайта до управления компанией) и области (компании, продукта, отрасли или конкретного человека). Работа с матрицей не требует наличия узкоспециализированных знаний и применения сложных вычислений.
Подразумевает свободный выбор элементов анализа на основе поставленных целей.
SWOT учитывает факторы микро- и макросреды, влияющие на объект на анализа.
Недостатки:
Метод не учитывает развития в динамике, результаты требуют пересмотра для отслеживания рыночных изменений.
SWOT-анализ пренебрегает количественными параметрами — точными цифрами.
SWOT-анализ подчеркивает важность сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, но не позволяет четко их идентифицировать. Значимость результатов определяется уровнем компетенции аналитика.
Таким образом, матрица SWOT дает реальную оценку состояния компании в текущий момент и позволяет определить взаимосвязь между проблемами и возможностями, перспективы и направления развития, превратить слабые стороны в конкурентные преимущества, разработать систему по нейтрализации угроз. Для выработки полноценной стратегии целесообразно применять этот инструмент в качестве дополнительного. То есть использовать SWOT-анализ наряду с другими стратегическими инструментами, чтобы получить полную картину рыночной ситуации.